Тема урока: "Съедобные и несъедобные грибы Кубани"

Цели:

*    познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами

*    Краснодарского края; правилами сбора грибов;

*    развивать внимание, речь; познавательную активность

*    воспитывать внимательное отношение к природе.

Оборудование:

*    сказка Т. Николаевой «Замечательный зонтик»,

*    картинки и фотографии грибов,

*    кроссворд,

*    рабочие тетради.

Ход урока.

                                   I.       Организационный момент.

                                II.       Актуализация знаний.

– Расскажите о растениях степной зоны Кубани.

– Расскажите, какие растения можно встретить в горах Северного Кавказа?

                             III.       Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы отправимся в другое царство – Царство грибов.

                            IV.       Работа над новым материалом.

1. Беседа о грибах.

– Ребята, кто из вас с родителями увлекается сбором грибов?

– Скажите, сбор грибов – занятие легкое? Почему?

– Да, действительно, чтобы собирать грибы необходимо хорошо в них разбираться? А что это значит?

(Знать, какие грибы съедобные, а какие нет).

– Расскажите о грибах, сообщение о которых вы готовили.

2. Сообщения ребят о грибах.

3. Закрепление знаний о съедобных грибах.

Анализ сказки «Замечательный зонтик» Т. Николаевой.

– Сейчас я буду читать вам сказку о приключениях Колобка, а вы по ходу чтения в тетради запишите, какие грибы собрал Колобок.

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зелёный в белую ромашку.

Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?

Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, – думает Колобок. – Вот бы ещё Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь ни почем. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот ужё снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и – трах – бабах! – сам в одну сторону, корзина в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», – подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? И вдруг почувствовал, будто, его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

– Кто это вздыхает тут?

– Я, гриб – Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

– Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», – думает.

– Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

– И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзину на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

– А я – зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный!

Подбежал Колобок к зонтику: светло – коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним – зелёное в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом, на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:

– Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!

– Нет, мы! – закричали рыжие грибы – блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь!

– И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.

Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»

Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик сразу же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзину через плечо.

Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не получилось. Вот так.

– Прочитайте, названия, каких съедобных грибов вы записали в свои тетради.

(Боровик, сыроежки, опенки, шампиньон, груздь, рыжики, подосиновик, волнушки).

– А какие грибы Колобок не стал брать в свою корзинку?

(Мухомор, бледную поганку).

– Почему?

– А что вы знаете о несъедобных грибах?

4. Сообщение учащихся об ядовитых грибах. (Бледная поганка, красный мухомор, энтолома ядовитая, желчный гриб).

5. Беседа о правилах сбора грибов.

– Какие правила, как вы думаете нужно соблюдать при сборе грибов?

(высказывания детей).

Какого-либо общего признака или метода, по которому можно отличить ядовитый гриб от съедобного, не существует. Известные в практике рецепты распознавания и обезвреживания ядовитых грибов являются ошибочными и могут привести к тяжелым и даже смертельным отравлениям. Остановимся на наиболее распространенных из них.

1. «Личинки насекомых и слизни не едят ядовитых грибов». Это ошибочное и особо опасное мнение, потому что поражаются и сильно ядовитые грибы, чего не скажешь, например, о таком хорошем грибе, как лисичка желтая.

2. «Головки лука или чеснока буреют, если их варить с грибами, среди которых есть хотя бы один ядовитый гриб» в действительности лук и чеснок могут побуреть как от ядовитых грибов, так и от съедобных, если в них содержится фермент тирозиназа, имеющийся во многих видах грибов. Если нет этого вещества, побурения не произойдет, а гриб может быть ядовитым.

3. «Все грибы с приятным вкусом являются съедобными». Встречается целый ряд ядовитых грибов с приятным вкусом. Например, смертельно ядовитая бледная поганка, сильно ядовитая энтолома ядовитая, мухомор пантерный и мухомор красный или приятны на вкус, или без особого вкуса.

4. «Ядовитые грибы имеют неприятный запах». Только у некоторых ядовитых грибов неприятный запах, например, у мухомора весеннего, мухомора поганковидного, шампиньона желтеющего. Другие имеют приятный запах или без особого запаха.

5. «Все грибы в молодом возрасте не ядовиты». Ядовитые грибы опасны в любом, в том числе и молодом возрасте.

6. «Ядовитые грибы расту только в лесах, а на лугах полях и других открытых местах их нет». Это мнение тоже совершенно необоснованно. В Краснодарском крае известны случаи отравления грибами, собранными вне леса.

7. Если мякоть гриба при разломе синеет, розовеет, краснеет или приобретает другую окраску то многие сборщики грибов считают их ядовитыми. Надо знать, что целый ряд широко распространенных съедобных грибов быстро изменяет окраску на изломе, а некоторые и при надавливании пальцем на плодовое тело, например: синяк, поддубовик царский гриб – синеют, грабовик становится фиолетово – розовым, потом темнеет.

8. Существует убеждение, что ядовитые грибы можно обезвредить, если их проварить в соленой воде с уксусом. Действительно, некоторые условно съедобные грибы без отваривания являются ядовитыми, а если их проварить в подсоленной воде и отвар слить, они употребляются в пищу. К ним относятся строчки и другие условно съедобные грибы. Но следует помнить, что никакой способ обработки не обезвреживает смертельно ядовитую бледную поганку и некоторые другие.

Главное правило сбора грибов – незнакомый гриб не используй в пищу, так как он может оказаться ядовитым!

                               V.       Закрепление изученного.

Игра «Узнай гриб по описанию». (Показываются картинки или фотографии грибов).

а. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь её. Может, потому и получил гриб свое название.

б. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.

в. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, – смертельный яд.

г. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко.

д. Это гриб можно встретить не только под берёзой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом.

е. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются.

ж. Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой.

з. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название – одно.

                                   VI.                        Итог урока.

Отгадывание кроссворда. (Групповое задание, класс делится на группы, какая группа быстрее отгадает кроссворд)

1. Гриб я не белый, немного попроще. Расту я обычно в берёзовой роще.

2. Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.

3. И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьёю, первый найден…

4. Мальчик с пальчик в шапке красной…

5. Нет грибов дружней, чем эти – знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

6. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые….

                           VII.       Домашнее задание.

 

 назад

 

 

Hosted by uCoz